Электронная страничка "Азбука развития"

25.05.2023

Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека (В. Виноградов)

Обращаться с языком кое-как значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно  (Л.Н. Толстой)

Человеческое слово стрелы острее.  (Пословица)

 

Уважаемые педагоги!

 

Данный номер электронного страницы «Азбука развития» рассказывает о  роли речи педагога в развитии речи ребенка раннего возраста.   При общении с ребенком педагог часто начинает подлаживаться под речь ребенка, использовать язык няни.  А ведь речь педагога является образцом для ребенка.  Ребенок говорит так, как слышит.

  Прежде чем начинать коррекцию речи ребенка, логопеду и дефектологу обязательно следует обратить внимание на культуру своей речи.

 

 

Роль социальных  факторов  в  развитии  речи  ребенка 1-3 лет

(для педагогов)

 

В возникновении речевых нарушений большую роль играют и социальные условия, и факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи Важная роль  отводится   социально-психологическим причинам  нарушений речи ребенка 1- 3  лет, под которыми понимаются различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.  В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей  отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию.  Дети говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. 

Одно из ведущих направлений деятельности   взрослого – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

 Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно–действенное в возрасте 2–3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.

Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности. Окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником развития речи.    

 Развитие речи детей раннего   возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать  педагоги. Процесс развития речи у  ребенка происходит не сам по себе,  а  род влиянием речи взрослых, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.

Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются. Речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она  не может служить средством общения.

Бойтесь обидеть ребенка резким словом! Словом можно спасти человека,  а можно тяжело ранить!

Не допускайте в своей речи грубые слова по отношению к ребенку.

Постоянно пользуйтесь словарями, справочниками,  которые должны быть в  каждой домашней библиотеке.

Читайте научно-популярную литературу о языке. Книги подскажут, чему надо учиться, помогут полюбить хорошее меткое русское слово

Вдумчиво читайте произведения лучших писателей и деятелей культуры.

     Контролируйте себя при общении  с ребенком 1–3 лет. Будьте  внимательны ко всему, что вы говорите.

Требования к речи взрослого при общении с ребенком:

·                     правильность – соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

·                     Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

·                     Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношении между частями и компонентами мысли.

·                     Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Недопустимо использование в речи слов- паразитов, диалектных, и жаргонных слов.

·                     Выразительность – владение педагогом различными средствами выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Выразительная речь  взрослого  захватывает внимание ребенка, создает атмосферу эмоционального сопереживания.

·                     Богатство – умение использовать в речи все языковые единицы. Богатый лексикон   логопеда  способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности образности речи.

·                     Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля. Речь  взрослого является образцом для  формирования  у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др).

·                     Умение не только говорить, но и слышать ребенка

 Знание  взрослым  названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств  своей речи  залог успешности работы по речевому развитию детей. Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш родной русский язык.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.